Цикл лекций в Свободном университете. Март — май 2021 г.
К содержанию ↓ / К отзывам участников ↓
Содержание
Лекция 1. В лекции обсуждается позитивистская трактовка факта как финального основания научной теории, а также дан генезис понятия «объективной реальности».
Лекция 2. Анализируются понятия пространства и времени как базовые концепты научной рациональности. Переход от «факта» к бытию, и особенность вопроса о бытии.
Лекция 3. Парадокс «силы» как метафизической сущности в структуре классической физики. Фактичность научного закона и фактичность самой научной рациональности.
Лекция 4. Фактичность науки и попытки ее обоснования со стороны разума (Лейбниц) и со стороны опыта (Юм). Парадокс самообоснования научного знания как парадокс актуальной бесконечности.
Лекция 5. Несоизмеримость сущности и существования. Парадоксы классической теории определения. Понимание бытия как Различия.
Лекция 6. Анализ критики Аристотелем понимания бытия как рода.
Лекция 7. Множественность значений сущего, раскрываемая на допредикативном уровне. Категориальная структура сущего и понятие «аналогии»
Лекция 8. Различие «дюнамиса» и энергии. Темпоральные парадоксы движения.
Лекция 9. Диахрония как переход в темпоральный режим энергии. Энергия как целостная темпоральность.
Лекция 10. Понимание актуальной бесконечности как бесконечности действия (энергии). Вопрос: каким образом актуальная бесконечность становится метафизической презумпцией классической рациональности?
Отзывы участников
Добрый день, Руслан! Хочу поблагодарить Вас за отличную возможность обогатить свой “философский арсенал” и получить творческий заряд для новых идей! Мне было очень интересно следить за виртуозными траекториями Ваших мыслей и системой выстраивания идей в курсе Ваших лекций. Буду рада присоединиться к осеннему семестру.
Татьяна Антропова, кандидат искусствоведения
Со 2 марта по 4 мая 2021 года мы прослушали курс лекций профессора, доктора философских наук Руслана Лошакова в рамках Свободного университета на
тему в широком смысле античности и ее влияния на последующую научную мысль Запада: как религиозную, а значит, теологическую, а также философскую, общественную, т.е. метафизическую, так и физику.Язык профессора – точный до афористичности, объемный по охвату материала и далеко идущий в поиске формулы идей. Благодаря этому возникают самые разные ассоциации, особенно в музыке и литературе. Лекция по аристотелевской схоластике – поразила своим масштабом: начиная с середины первого тысячелетия до н.э. и в прямом смысле до наших дней, она охватывает едва ли не все эпохи мыслящего человечества, сквозь которые начинает проступать могучее здание Знания. В него можно войти с разных сторон и в разные двери: это и физика, и чистый разум Канта с его вещью самой по себе, и этапы развития человеческого Духа по Конту, а с другой стороны просматривается позитивизм с его сосредоточенностью на факте… Но тут совершается поворот от вещи к жизни, и мы вплотную подходим к пониманию. Очередной поворот мысли – к науке. Данный подход позволяет ощутить, что есть целостность и цельность Человека, выявить что есть его мышление.
Подобная – тщательно продуманная логика изложения материала – дает возможность не только ликвидировать лакуны в собственных философских представлениях, но открывает мысль, которая в своем развитии обнаруживает огромный мир Человека. И несмотря на то, что, по сути, этот мир создан самим Человеком, он им далеко еще не освоен. И даже не описан во всей полноте.
Подводя итог мышлению, «которое и есть энергия», профессор Лошаков обращает внимание на специфику энергии: «будучи действием, она является энергией покоя». В этом плане лекции – неоценимый вклад в осознание двигательных векторов познания Человека как Духа и Мысли.
Примечательно, что последняя лекция была посвящена именно энергии как результату движения, характеристике движения с точки зрения темпорального режима теперь и уже…Хочется надеяться, что продолжение последует.
Елена Твердислова, Израиль 06.05.2021
Слушатель, канд. филологических наук
Один ответ к “Метафизические основания современной науки”
Очень интересный курс. Много материалов для ознакомления. Смотреть можно и нужно несколько раз.